Важным инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости в Российской Федерации выступают социальные права. Их особенность состоит в том, что они являются необходимыми гарантиями, обеспечивающие достойную жизнь и нормальное развитие личности. Одной из таких гарантий выступает пенсионное обеспечение граждан, закрепленное в ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В последнее время необходимость преобразования социальной политики по отношению к лицам пожилого возраста, а именно их пенсионное обеспечение, является одним из наиболее острых вопросов, так как она касается практически каждого пятого жителя России, а именно более 40 миллионов лиц пожилого возраста.
Процент соотношения людей в возрасте от 55 до 72 лет, по сравнению с молодежью, детьми и лицами среднего возраста в настоящее время непрерывно растет, то есть имеет место непрерывный процесс демографического старения общества. А как следствие – увеличение расходов на граждан, нуждающихся в социальном обеспечении.
Уже давно ведутся обсуждения и споры по определению вариантов решения вопроса увеличения возраста для выхода на пенсию. Большинство
приверженцев власти считают повышение пенсионного возраста необходимостью для предотвращения сокращения численности налогоплательщиков, и вытекающее из этого сокращение средств пенсионного фонда.
Конкретика была внесена проектом «Основных направлений бюджетной политики на 2017-2018 гг.», разработанным Министерством финансов России и опубликованным в июле 2015 года, в котором было изложено направление на планомерное повышение пенсионного возраста на 6 месяцев в течение каждого года, доведя в итоге пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет, аргументируя это необходимостью сохранить устойчивость Пенсионного фонда в условиях экономического и демографического кризиса.
Опорой для подтверждения или опровержения мнений представителей власти о необходимости увеличения возраста выхода на пенсию и ее реализации в России является сравнительный анализ зависимости режима рабочего времени и возраста выхода на пенсию в нашей стране и ряде зарубежных.
Так одинаковый для мужчин и женщин пенсионный возраст в Германии— 65 лет (с последующим его увеличением до 67). В году количество рабочих часов составляет 1700. Досрочный выход на пенсию до 2011 г. возможен с 60 лет, а при 35-летнем страховом стаже — с 63 лет.
Во Франции же официальный минимальный возраст, для того, чтобы иметь возможность выйти на пенсию — 60 лет, хотя для людей, которые рано начали работать, есть возможность стать пенсионером с 56 лет. Количество рабочих часов в год — 1750.
В США в связи с тем, что увеличилась продолжительность жизни, были введены изменения в закон о социальном обеспечении, по которым для лиц, родившихся до 1938 года возраст выхода на пенсию составляет 65 года, а
рожденным в 1960 г. и моложе увеличивался до 67 лет. Количество рабочих часов при этом в год составляет 1920.
В России пенсионный возраст — от 55 до 60 лет. Количество рабочих часов в год — 1980. Средний страховой стаж российского пенсионера составляет примерно 30 лет.
Исходя из этого, для того чтобы стать пенсионером в Германии нужно отработать 59510 часов, где средняя продолжительность жизни составляет 78,41 года; во Франции необходимо отработать около 70000 часов, а средняя продолжительность жизни 79,27 лет; в США — 67300 часов, при средней продолжительности жизни 78 лет; в Российской Федерации нужно отработать от 59500 часов и более при средней продолжительности жизни 66 лет.
В результате «норма выработки» рабочих часов в год на человека в России в среднем на 8,3% больше, чем в тех странах, где возраст выхода на пенсию выше, что составляет:
— в Германии 758 часов;
— во Франции 882 часа;
— в США 863 часа;
— в России 900 часов.
Следовательно, средний россиянин, который становится пенсионером ранее в среднем на 5 лет, чем в вышеприведенных странах, «изнашивается» быстрее чем, например, средний европеец. Отсюда вытекает очевидная необходимость уменьшения количества рабочих часов в год на человека в России, что тем самым, позволило бы снизить так называемую «изнашиваемость» организма.
А как относится само население к повышению пенсионного возраста?
Согласно опросу, проводимому Национальным агентством финансовых исследований в апреле 2016 года, было выдвинуто два сценария. Первый — повышение пенсионного возраста женщинам и мужчинам до 63 лет. Второй — до 60 и до 65 лет соответственно. 66% опрошенных высказались против обоих сценариев. Причем и мужчины, и женщины
проявили солидарность. Почти треть (30%) россиян одобряют увеличение пенсионного возраста. Причем 16% людей сочли, что оптимальный вариант — отложить выход на пенсию до 60 лет для женщин и до 65 лет — для мужчин. Каждый десятый выбрал другой вариант (повышение до 63 лет всем). Интересно, что молодые люди чаще, нежели старшее поколение, высказывают одобрение инициативы повышения пенсионного возраста (среди опрошенных в возрасте до 22 лет — 48%). Переломный возраст, с которого начинает проявляться тенденция на снижение поддержки, — 36 лет. С увеличением возраста кривая поддержки резко идет на спад (до 27%).
Такое отношение к повышению пенсионного возраста может объясняться тем, что люди рассматривают получение пенсии как дополнительный источник дохода с одной стороны, а с другой — просто боятся не дожить до своей пенсии и стремятся поскорее выйти на заслуженный отдых. Исходя из этого, возникает необходимость популяризации здорового образа жизни среди пожилых людей, внедрение программ для проведения активного отдыха и досуга для пенсионеров, чтобы поддерживать как физическую, так и психологическую способность к труду. Немало важен вопрос об улучшении качества и доступности медицинских и социальных услуг.
Имеет большое значение также вопрос, касающийся трудоустройства лиц старшего возраста. Использование труда названных лиц, с одной стороны, можно охарактеризовать положительно, поскольку они обладают трудовым и профессиональным опытом, чувством ответственности, стремлением к стабильности (и в том числе готовности к низкооплачиваемой работе) и, как правило, высокой мотивацией к труду. Но вместе с тем объективно существуют и биологические аспекты старения организма человека, которые сопровождаются различными структурными, морфологическими и функциональными изменениями организма причем
сугубо индивидуально. Поэтому, с другой стороны, требуется пристальное внимание к условиям и организации труда данной категории работников.
В чем это выражается? Очевидно, комплекс мер по улучшению организации и условий труда работников старших возрастных групп как специальной категории необходимо искать через особые решения, например, через перевод на другие рабочие места, предложение более легких видов работы, предоставление возможности работать неполное рабочее время и по скользящему (гибкому) графику, в том числе с расширением надомного труда. Заметим, это воплотимо, а в условиях экономическою кризиса особенно актуально.
Стоит поддержать мнение И. Я. Киселева о том, то в отношении работников старшего возраста в России все имеющиеся нормы недостаточны в свете требований международных стандартов, Конституции РФ (ст. 7) и уступают нормам, относящимся к труду пожилых работников, которые приняты в зарубежных странах.1 А глобальный экономический кризис как никогда ставит в разряд актуальных использование международного положительного опыта в российской практике.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что не смотря на противоречивое отношение разных групп населения, все же, повышение пенсионного возраста – неизбежность. Государство из-за стремительного старения населения просто будет не в состоянии прокормить такое количество пенсионеров. Таким образом, плавное, детально продуманное увеличение пенсионного возраста только один из проектов пенсионной реформы, призванной решить назревшие в стране экономические и демографические проблемы.
Аликаева Д.М., студентка 3 курса Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Подпишитесь на новости
Подпишитесь на наши новости и получайте самое интересное каждую неделю