В апреле 2017 г. в МОО «Конгресс защиты прав и свобод человека «МИР» обратилась гражданка Ерохина Анна Пантелеевна, ветеран труда, инвалид второй группы, дочь ветерана Великой отечественной войны, участника Сталинградской битвы, боев на Курской дуге — Ерохиной Марии Васильевны (в девичестве – Сыщенко Мария Васильевна).

Ерохина Мария Васильевна, ветеран Великой Отечественной войны скончалась 01 августа 2012 года. Погребена в городе Белогорск Республики Крым.

Следует отметить, что Ерохина Мария Васильевна, 1922 г. рождения, в 1941 г. окончила 2-х годичную медицинскую школу, не ожидая призыва в армию, вольнонаемной, в 19 лет ушла на фронт. Боевой путь прошла от Харькова до Сталинграда, затем Курская Дуга, далее Польша и Германия. Ерохина М.В. имела ранения и боевые награды. В боевых действиях участвовала с 1941 по 1945 гг. Имела боевые награды и знаки отличия. Была признана инвалидом Великой Отечественной войны. Проживала в г. Белогорск Республики Крым.

Ее дочь, и единственная наследница, Ерохина Анна Пантелеевна является инвалидом второй группы и не имела на момент смерти матери достаточных финансовых средств для установки надгробия.

По общему правилу, для установки надгробия земля в месте захоронения усопшего должна осесть, поэтому надгробие не было установлено во время нахождения Республики Крым в составе Украины за счет средств из государственного бюджета Украины в соответствии с п. г. ст. 14 Закона Украины «О похоронах и похоронном деле» № 1102-IV от 10.07.2003 г.

Надгробие и памятник на могиле Ерохиной Марии Васильевны были установлены за счет личных средств ее дочери – Ерохиной Анны Пантелеевны в октябре 2014 г. Для того, чтобы это стало возможным, Ерохина Анна Пантелеевна, как инвалид второй группы фактически жила впроголодь, отказывая себе в самом необходимом.

На неоднократные обращения Ерохиной А.П. в органы государственной власти, а также общественные организации с просьбой оказать содействие в возмещении стоимости установки надгробия и памятника на могиле ее матери, инвалида Великой Отечественной войны Ерохиной М.В., она неизменно получала отказ, на основании того, что на момент смерти ее мать – Ерохина М.В. не была гражданкой Российской Федерации.

Суть ответов Ерохиной Анне Пантелеевне одна и та же: «на момент смерти Ваша мама не являлась гражданкой Российской Федерации, поэтому возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника на ее могиле за счет средств Министерства обороны Российской Федерации оснований не имеется».

Последний ответ за подписью ВРИО военного комиссара Республики Крым Мажирина Ю.А. от Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» Министерства обороны Российской

Федерации № 2029/усо от 16.05.2017 г. содержит неоднозначное утверждение о том, что, цитируя дословно: «учитывая, что Ваша мама умерла в 2012 г. и захоронена на территории Украины, возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника на ее могиле за счет средств Министерства обороны Российской Федерации оснований не имеется».

Следуя логике и дате отправке письма, а также должности отправителя, получается, что ВРИО военного комиссара Республики Крым Мажирин Ю.А. прямо утверждает, что могила Ерохиной Марии Васильевны, инвалида Великой отечественной войны, которая расположена в г. Белогорск Республики Крым находится на территории современной Украины, что прямо противоречит Конституционному Федеральному Закону от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Считаем отказы в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника на могиле Ерохиной Марии Васильевны, инвалида Великой отечественной войны, которая расположена в г. Белогорск Республики Крым не законным, такими, которые противоречат Конституции Российской Федерации, Конституционному Федеральному Закону от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», международным соглашениям в рамках СНГ по следующим основаниям.

Сохранение всех видов социальных гарантий, льгот, компенсаций, пенсий и иных видов выплат гражданам Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов гарантировано п.п. 1, 3 ст. 11 Конституционного Федерального Закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.

Кроме того, объем льгот инвалидам и участникам гражданской и Великой Отечественной войн, участников боевых действий на территории других государств, семьи погибших военнослужащих и на иные категории

лиц, которым предоставлены льготы законодательством бывшего Союза ССР гарантирован ст. 1 и 2 Межправительственного соглашения в рамках СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» от 15.04.1994 г.

Следует указать на неполноту и несовершенство действующего законодательства Российской Федерации по вопросам регулирования отношений, связанных со статусом захоронений ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, которые осуществлялись на территории Республики Крым до принятия ее в состав Российской Федерации. В том числе, вопросы возмещения расходов родственникам умерших ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны на захоронения, на изготовление и установку надгробного памятника.

Считаем, что нормативно-правовые предпосылки для законодательного урегулирования данного вопроса существуют в Российской Федерации.

На наш взгляд, существует несколько путей решения данного болезненного вопроса для жителей Крыма.

Первый путь, это внесение изменений в действующие нормативно правовые акты, а именно: в Конституционный Федеральный Закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ в части, касающейся возмещения расходов на похороны, изготовление и установку памятника ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны из числа граждан Украины, постоянно проживавших и проживающих на территории Республики Крым, которые по независящим от них причинам не приняли гражданство Российской Федерации на момент смерти, однако погребены на территории Республики Крым.

Второй путь, это принятие специального нормативно-правового акта Федерального значения, который бы регулировал данный вопрос.

Третий путь, это принятие специального нормативно-правового акта на уровне субъекта Российской Федерации. В данном случае, закона Республики Крым. В таком случае, обязанность финансового обеспечения данного вопроса возлагается на субъект Российской Федерации.

Общая сумма возмещения Ерохиной Анне Пантелеевне на установку памятника на могиле Ерохиной Марии Васильевны составляет: 35090 рублей в соответствии с кассовыми чеками.

Подпишитесь на новости

Подпишитесь на наши новости и получайте самое интересное каждую неделю

Thank you for subscribing.

Something went wrong.